Хочу замолвить слово за жирных священников.
Люблю свою работу за возможность личного погружения в самые разные темы и проблемы. К примеру, у нас в регионе проходила масштабная многолетняя кампания под названием "Реституция церковной собственности". Она во всех субъектах России проходила и подразумевала возврат государством зданий, сооружений и прочего имущества, до 1918 года принадлежавшего религиозным организациям (прежде всего РПЦ). Процесс снятия с муниципального, краевого баланса, переоформление земельных участков - тот ещё гемор. Постоянно возникали проблемные ситуации, приходилось ездить в командировки, поневоле внедряться во внутреннее устройство системы русской православной церкви.
Так вот что я вам скажу. Между тем, как живут правящие архиереи и настоятели крупных городских соборов, с одной стороны, и тем, как влачат своё существование обычные, рядовые священники, настоятели сельских приходов - огромная пропасть. Большинство батюшек живут очень скромно, даже бедно. Зарплаты у них нет как таковой. Живут полностью на пожертвования и деньги, полученные от выполнения обрядов ( отпевания, венчания). В сёлах и малых городах прихожане кто, в основном? Бабулька. Много ли они нажертвуют?
В месяц у рядового сельского прихода получается "заработать" около 7 тысяч. На эти деньги нужно содержать в порядке храм, вовремя отапливать его, ремонтировать. И уж что останется - себе, в семью. Иногда Бог благословит спонсорской помощью от фермера какого-нибудь местного. Ну а если фермеров нет или они не православные - извиняйте, батюшка.
В качестве примера приведу реального священника, отца Павла из глухого таёжного села Алтайского края. Он окормляет своё село и ряд окрестных деревенек. Кто-то из односельчан подарил ему старую разбитую советскую Ниву. Типа, не возьмёшь, свезу в утиль. Отец Павел ее постоянно ремонтирует и благодаря ей добирается по тайге до других сел, служит там иногда. Так что он вполне себе в тренде, соответствует общественному мнению "поп на джипе". У него, кстати, канал на Ютубе так и на называется. Я приведу здесь два видео отца Павла. Первое - из его дома. Второе - из его прихода. Содержание можно не слушать, видеоблогерство точно не его конёк, и занимается он этим, чтобы хоть как то отвлечься от ежедневной борьбы за выживание.
Как видим, приход выглядит намного богаче собственного жилища батюшки. Он сам заготавливает дрова на зиму (у них в тайге до минус 50 зимой бывает, так что топить надо по нескольку раз в день), сам красит, строит и т.д. И так живут подавляющее большинство священников. И им даже в голову не приходит жаловаться, сбегать от этой нищеты. Это настоящие подвижники, служители Церкви.
Толстеют они быстро от неправильного питания. От частых постов, как бы это не казалось странным. Не у всех священников есть финансовая возможность во время постов есть орехи, белые грибы, фрукты, морепродукты. Поэтому в пост едят картоху, хлеб и лапшу. Попробуйте попоститься так - разнесёт недели за две, а то и раньше.
Да, есть среди них плохие люди, мошенники, стяжатели. Но говорить, что ВСЕ такие - столь же несправедливо, как утверждать, что все врачи - бездари и вымогатели денег. Как опять же заметил один батюшка, "священники - как самолеты. О них говорят только тогда, когда они падают".
Простите за много букв, но не могу не привести на злобу дня
"Чего греха таить, собирательный портрет батюшки складывается под копирку из мнений тех, кто в церковь ходил только на собственные крестины, а в следующий раз собирается только на своё отпевание. В глазах таких людей идеальный священник выглядит примерно так...
Самое главное – батюшка должен быть худым. Нет, даже тощим. Не более 46-го размера (даже если в батюшке добрых 2 метра роста). Но не меньше 44-го, иначе он будет выглядеть совсем уж жалким и этим пользоваться.
Ещё священник должен быть бледненьким.
Если красный – значит пьёт.
Если загорелый – значит, по заграницам разъезжает.
Впрочем, и бледным должен быть тоже в меру – иначе опять-таки будет вызывать к себе жалость (себе на пользу).
Национальность не важна – главное, чтобы человек был хороший. Но вот священник-еврей – это как-то настораживает...
Жена
Жена у священника должна быть худая и бледная. И желательно – немая. Чтобы стояла «глазки в пол» и вообще не отсвечивала. И чтоб косметикой не пользовалась. И чтоб юбки носила серые до пят, да кофты семейные с протёртыми локтями.
Дети
Детей у священника должно быть никак не меньше 20-ти! Но чтоб своих – не более 5-ти, иначе сочтут невоздержанным. Остальные – приёмные.
При этом все – благовоспитанные, скромные, смиренные, чтоб не шумели, не ныли, ничего не просили. Но чтобы обязательно были не запуганные и не затравленные.
Чтоб интересовались мобильными и планшетами, и в обычную школу ходили. И чтоб в 12 лет курить и пиво пить начали – чтоб можно было потом пальчиком показать и сказать: «Вот у того попа уже и с сигаретой ходит, а наш-то молодец, до 14-ти дотерпел!"
Жильё
У священника не должно быть своего жилья. Максимум – однокомнатная квартира в спальном районе.
Или пусть это будет сельский дом – с перекошенным фундаментом, лопнувшими окнами и грязным заплёванным полом.
Чтоб воду из речки, и удобства на отшибе, и огород скудненький, и яблоня с кислыми яблочками. И чтоб в этом доме жили все 20 детей, и желательно при этом ходили на всевозможные кружки, занятия, танцы, музыки, рисования, чтоб развивались всесторонне и Маршака с табуретки читали. Но чтоб непременно попробовали всё в 13 лет – чтоб не выделяться.
Машина?
Машину батюшке можно, только если это ладозавр отечественного автопрома!
Если машины у священника нет, то это ещё более подозрительно. Он что, пешком ходит? На велосипеде ездит? Ну, велосипед можно. Но только чтоб ржавый был, и цепь слетала, и педали скрипели, и чтоб коррозия из каретки сыпалась.
И чтоб от своего домика в деревне хр-хр-хр зимой по заснеженной дороге торопился на электричку, всех 20 человек детей вёз в школу, сады и прочите занятия, пока его жена с утра в проруби стирает.
Деньги?
А вот денег у священника быть не должно. От слова совсем. Зачем ему деньги?
Еда у него в огороде растёт, яблочное варенье на зиму жена наварила, а для молочка пусть корову заведёт.
Мяса им не надо – они же постятся весь год, а рыбу можно и в речке наловить.
А ежели священнику кто денежку подаст, то он её непременно тут же должен пожертвовать кому-либо куда-либо, пока денежка не нагрелась до 36, 6 градусов в ладошке.
Пожертвование
Если батюшке кто пожертвует заплесневелую колбасу, печенье, прослоенное джемом, которое в пакетике уже всё раскрошилось, да старые тряпки на занавески, он должен плакать от благодарности и пожизненно молиться за благодетеля.
Да, кстати, молиться священник должен всегда и за всех, но так, чтоб его молитву никто не видел, а то будет ходить как фарисей.
Храм у священника должен быть круглосуточно открыт и батюшка – для всех доступен в любое время дня и ночи.
Не может быть у священника никакой «личной жизни»!
И в храме чтоб ремонт был новенький, и туалет для всех желающих.И много-много чтобы все сидеть могли.
И никакой торговли в храме! Чтобы свечи бесплатные лежали и листики с ручками для записок, и книжки с иконками – бесплатно, для всех желающих.
И чтоб всё аккуратненько и свеженько, чтоб следил за памятником архитектуры ХIХ века качественно – ему ж передали в отличном состоянии, после того, как там был кинотеатр, клуб, склад и баня!
И чтоб по спонсорам не ходил и пожертвований не собирал, чтобы всё делал сам и задаром, в срок.
Да, и чтоб не жаловался.
Чтоб светился изнутри пастырской мудростью, чтобы всех согревал и утешал.
Чтоб пьяные мужики, едва его завидев, бранные речи прекращали, а бабы кончали на жизнь жаловаться, девицы развратные стыдливо колени прикрывали, а дети малые орать переставали.
Вот тогда-то народ крещёный в храмы да и потянется!"
Матушка Екатерина Каптен
Источник: «Сретенская духовная семинария»
3 ноября 2017 г.