ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ КОЛЛИ И ШЕЛТИ
http://sibforum.getbb.ru/

Фотосъемка: делимся опытом.
http://sibforum.getbb.ru/viewtopic.php?f=47&t=4697
Страница 5 из 22

Автор:  Valeriy [ 20 янв 2013, 02:25 ]
Заголовок сообщения: 

Ну вот, я для сына когда-то скачивал, прошу помидорами не кидать.


Фотословарь

На многих сайтах по фотографии знатоки бравируют непонятными терминами, а новичок (даже смотревший академический учебник фотографии) не понимает о чём идёт речь. Потому что в обществе давно наплевали на великий русский язык - в связи со свободой слова, которую многие понимают исключительно как свободу самовыражения бескультурья:) Коверкают не только русские слова, но и английские. В интернете всё это расцвело махровым цветом. Фоторесурсы не исключение. Врубил пыху, прикрыл дырку, воткнул в боди китовое стекло:) - вот далеко не полный набор фотожаргона и его вариаций.

Всё бы ничего, да вот беда: знатоки обычно ничего не разъясняют, используя словечки с целью демонстрации своего "профессионализма". Потому вы видите здесь этот фотословарь.

Словарь не содержит термины, которые относятся исключительно к плёночной фотографии. Ванночка, фиксаж, проявитель уже давно не являются достоянием начинающего фотолюбителя. Естественно, такие ключевые понятия как выдержка, диафрагма, экспозиция - относящиеся как к плёнке, так и к цифре вы, безусловно, здесь найдёте. Так же как найдёте и чисто цифровую терминологию: матрица, RAW…


Аа Бб Вв Гг Дд Зз Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Шш Ээ

Английские термины


А
Аберрация


Аберрация - искажение изображения, связанное с неидеальностью оптических систем. Различают 3 группы: дисторсия (геометрические искажения), затем хроматическую аберрацию (суть есть цветовые искажения) и, наконец, дифракционную (возникает при прохождении света вблизи краев непрозрачных тел, сквозь узкие отверстия, щели и т. д.). В объективах подобные искажения частично устраняются подгонкой нужного количества линз различной формы и хорошим просветлением стекла.

Автоспуск

Обеспечивает срабатывание затвора фотоаппарата через заданное время после нажатия на кнопку спуска.

Автофокус

Автоматическое наведение на резкость (фокусировка). Либо по контрасту, либо по расстоянию до объекта.

Активный автофокус

Автоматическая фокусировка, при которой камера определяет расстояние до объекта съемки, подсвечивая его инфракрасным излучением, или с помощью ультразвука.

Апертура

См. Диафрагма.

Асферический объектив

Такой объектив имеет сложные в изготовлении линзы несферической формы поверхности (выпукло-вогнутые). Асферические линзы исправляет несколько искажений за один приём, тем самым достигается компактность объектива при сохранении достаточно высоких оптических характеристик. Часто применяются в широкоугольных объективах.

Б
Байонет


Механизм стыковки камеры с объективом. Одна деталь с прорезью, вторая - имеет соответствующий выступ. Защёлкнул и готово! Электрические контакты на байонете обеспечат связь объектива с камерой. Но у каждого производителя свой байонет, потому объектив от Пентакса не поставить на камеру Nikon и наоборот:)

Баланс белого (ББ)

ББ иногда называют цветовой температурой окружающего освещения. Например, говорят: "снимок желтит", "завал цвета в синий" и т.д. Автоматический, или ручной баланс белого позволяет в цифровых фотокамерах избежать нежелательной окраски снимка.

Башмак (Горячий башмак)

Контакты на фотокамере для подключения внешней фотовспышки.

Бленда

Приспособление из пластмассы или металла, имеющее различную форму, которое надевается при фотосъемке на объектив. Предотвращает появление бликов. Бленда имеет внутри чёрную матовую поверхность.

Боди ("Тело", "Тушка", "Body")

Фотокамера без объектива. Это, в основном, зеркальные и дальномерные фотоаппараты (которые, разумеется, имеют возможность установки сменной оптики:). При варианте поставки "боди" объектив выбирается фотографом отдельно. Противоположный вариант поставки - "кит" - камера с недорогим объективом впридачу, его могут называть "китовый". Например, "китовое стекло":) Компакты и мыльницы (в отличие от фотоаппарата со сменной оптикой) имеют намертво встроенный в корпус объектив, который является с фотокамерой одним целым.

Боке (Бокэ)

Часть изображения, оказавшееся не в фокусе. Иногда называют размытием фона. Боке зависит от фокусного расстояния, величины диафрагмы, расстояния до объекта съёмки и других объектов. Есть субъективное мнение: чем больше лепестков диафрагмы, тем красивее боке.

Брекетинг

Брекетинг - он же экспозиционная вилка, эксповилка, автовилка, просто вилка, - подробно см. экспокоррекция. Бывают несколько видов брекетинга: выдержки, диафрагмы, баланса белого и т.д.

В
Вариообъектив


Это объектив с переменным фокусным расстоянием, он же Трансфокатор, а проще Зум.

Видоискатель

Представляет собой окуляр, который служит для визуального определения границ будущего изображения.

Виньетирование

Затемнение краев изображения. Виньетирование характерно для широкоугольных объективов и для оптики с большой светосилой. При уменьшении диафрагмы, деффект виньетирования, как правило, уменьшается.

Внутренняя фокусировка (IF)

Такая фокусировка происходит за счет перемещения линз только внутри объектива, который при этом быстрее фокусируется, не изменяет своих размеров, и потому более удобен для использования светофильтров. Иногда внутренняя фокусировка осуществляется только с помощью задней группы линз.

Вспышка

Фотовспышка (она же - пыха!) помогает осветить объект съёмки при недостаточном освещении, проработать тени, или подсветить передний план при контровом свете (например, человек против солнца или яркого окна). Бывают встроенные в камеру вспышки (освещают на 3-5 метров), бывают внешние - более мощные, как правило с поворотным рефлектором. Чем дальше вспышка находится от оси объектива, тем меньше вероятность, что отраженный от глазного дна свет вернется в объектив. Поэтому внешняя пыха гораздо лучше борется с эффектом красных глаз и имеет больше возможностей регулировки. Мощность вспышки определяется её ведущим числом - расстоянием на котором достигается нормальное освещение. Однако любой объектив задерживает свет (согласно его светосиле), поэтому на практике потребуется сократить расстояние:) В итоге, ведущее число реально работает лишь при соблюдении неких идеальных условий, придуманных производителем, например, при ISO-100 и числе диафрагмы 1.

Выдержка

Время открытия затвора объектива, измеряется в секундах. Например, 1/8 сек - длинная выдержка, 1/1000 сек - короткая. Выдержка от 1/30 и короче уменьшает вероятность смазывания снимка. Выдержка и диафрагма влияют на количество света и экспозицию фотографии.

Выдержка B (Bulb)

Выдержка, при которой затвор остается открытым до тех пор, пока вы жмёте на кнопку спуска.

Г
Глубина резкости (ГРИП)


Глубина Резко Изображаемого Пространства (ГРИП). Некоторое пространство дальше и ближе объекта (на который сфокусировались), изображаемое резко. При этом, в зоне "нерезкости" создаётся размытое изображение.

Д
Дальномерный фотоаппарат


Дальномерный фотоаппарат наводится на резкость с помощью оптического дальномера. При фокусировке совмещается раздвоенное изображения в окне видоискателя. Зеркало в такой фотокамере отсутствует - за ненадобностью:) Недостаток "дальномерок" - параллакс (несовпадение изображения в объективе и видоискателе на съёмке с близких расстояний).

Диафрагма

Тоже что и дырка и апертура:) Диафрагма - механизм изменения диаметра отверстия объектива для регулирования количества света, попадающего на матрицу (или плёнку), диафрагмой также называют само диафрагменное число - значение диафрагмы (это отношение фокусного расстояния к диаметру отверстия). Стандартные значения: f1; f1.4; f2; f2.8; f4; f5.6; f8; f11; f16; f22; f32; освещённость изменяется в 2 раза между двумя соседними числами. При диафрагмированнии (зажатии диафрагмы) меняется не только освещённость (меньше света), но и глубина резкости (ГРИП) - глубина больше. Открыть дырку, снять на полной дырке - открыть диафрагму, снимать на максимальном значении (отверстии) диафрагмы.

Динамический диапазон, ДД, (HDR)

Динамический диапазон (фотографическая широта) - разность между самой яркой и самой темной области изображения. См. HDR

Дисторсия

Геометрические искажения оптики. Дисторсия бывает бочкообразной и подушкообразной, особенно хорошо заметна дисторсия по краям изображения.

Длиннофокусный объектив

Он же телевик, или телеобъектив. Объектив с большим фокусным расстоянием, приближает объект съёмки (как в бинокле!). В полнокадровых камерах фокусное расстояние телеобъектива будет от 65 мм и более. Фокусное расстояние 200, 500 мм - далеко не предел. Такие длиннофокусные объективы используются для съёмок удалённых объектов. Могут стоить очень дорого, цена напрямую зависит от "длины" и светосилы.

Дырка

Отверстие диафрагмы, или её значение. См. Диафрагма

З
Замер экспозиции


Экспозамер необходим для правильного определения экспопары - выдержки и диафрагмы. В зеркальных фотокамерах (иногда и в "продвинутых" компактах) существуют 3 вида настройки автоматического замера экспозиции.

1. Точечный замер. Позволяет производить замер экспозиции только по небольшому участку в кадре, грубо говоря в точке. Обычно это центр кадра, но некоторые камеры позволяют задать эту точку в других местах. Точечный замер используется при больших диапазонах яркостей; обычно тогда требуется выбирать меньшее из зол: корректный замер хотя бы по сюжетно важной части объекта объекта.
2. Центрально-взвешенный замер. Как следует из названия производит замер по "пятну" в центре кадра, а "периферии" уделяет меньше внимания. От точечного отличается размером площади "пятна".
3. Матричный замер. (другие названия: многозонный, многосегментный). В этом случае замер производится по всей площади матрицы, и подходит для большинства сюжетов, особенно где нет больших перепадов освещения. Именно матричный замер стоит в настройках по умолчанию.

В несложных ситуациях все виды выдают примерно одинаковый результат. В любительских фотокамерах система замера экспозиции встроена в сам аппарат, но может происходить при помощи специальных внешних устройств: экспонометра или флешметра.

Затвор

Затвор фотокамеры позволяет регулировать время прохождения света (выдержку) к матрице или плёнке фотокамеры. Т.е. открывает отверстие объектива на заданное время экспонирования. Затворы бывают дисково-секторные, центральные, шторно-щелевые, ламельные, электронные. И у каждого масса своих достоинств и недостатков:)

Зеркалка

То же, что зеркальная фотокамера, см. ниже.

Зеркальная фотокамера

Фотокамера с зеркальной системой видоискателя, быстрым автофокусом и возможностью смены оптики. Цифровая зеркалка имеет ручные настройки и большую (в сравнении с цифромыльницей) матрицу. Изображение (свет) идёт прямо через объектив, далее через систему зеркал "подаётся" в окуляр видоискателя. В итоге, отсутствует такое явление как параллакс. Зеркалки бывают 35 мм (24х36 мм), APS-C, и формата 4/3 (Олимпус).

Зум (Zoom)

Объектив с переменным фокусным расстоянием. Он же вариообъектив, он же трансфокатор. Кратность зума равна отношению максимального фокусного расстояния объектива к его минимальному фокусному расстоянию (в мм). Проще говоря, большее фокусное расстояние делим на меньшее и получаем кратность:) Например, объектив 50-200 имеет кратность зума х4. Часто "кратность зума" заменяют словом зум. На практике гораздо важнее знать фокусное расстояние объектива, чем кратность зума.

К
Кадр


Отдельный фотоснимок, или часть негатива на фотоплёнке.

Кадрирование

Визуальный выбор границы кадра через видоискатель, или дисплей камеры. Кадрирование на компьютере производится путём обрезания границ снимка в графическом редакторе.

Кит (Kit)

Английское слово, обозначает "комплект". Например, Kit-объектив (ещё говорят "китовое стекло", "китовые линзы") - объектив (обычно недорогой), поставляющийся в комплекте с фотокамерой.

Кольцевая вспышка

Фотовспышка, имеющая кольцевую форму, размещается вокруг объектива фотокамеры. Даёт почти бестеневое освещение. Применяется при макросъемке.

Кома

Один из видов аберраций, вызываемых неодинаковым преломлением лучей различными частями линзы. В результате точка, находящаяся вне оптической оси, имеет вид пятна, по форме напоминающего запятую.

Компакт

Компактная фотокамера небольших габаритов и веса, с маленькой матрицей и несменной оптикой, иногда без ручных настроек (мыльница).

Композиция

Композиция кадра - взаимное расположение отдельных элементов фотоизображения, обусловленное содержанием произведения и определяющее его восприятие.

Контраст

Соотношение и различие ярких и тёмных точек, линий, или деталей изображения.

Контровый свет

Свет, световой поток, направленный в линзы объектива. Результат: светлый контур на освещенном объекте при полностью затененной фронтальной плоскости.

Кофр

Специальная фотосумка с несколькими отделениями для переноски фотоаппарата, объективов и прочих фотоаксессуаров.

Кратность увеличения

Кратность увеличения объектива (не путать с кратностью зума!) равна отношению фокусного расстояния объектива к длине диагонали кадра (в мм). Для 35 - мм пленочных камер диагональ кадра равна 43 мм. Поэтому кратность увеличения зум-объектива 28-200 составляет 4,6х (а зум = 7,1х!), кратность увеличения фикс-объектива 300 мм равна 6,9х, а увеличение широкоугольного объектива 28 мм 0,65х. Часто понятие "кратность увеличения объектива" (или просто "увеличение") путают с понятием "кратность зума", или самим словом зум.

Кроп

Большинство зеркальных цифровых фотокамер имеют матрицу, площадь которой меньше площади кадра 35 мм фотоплёнки. А кроп-фактор показывает во сколько раз меньше. В любительских зеркалках формата APS-C кроп-фактор обычно равен 1,6-1,5. Подробнее о формате APS-C. А Olympus, Panasonic и некоторые другие камеры имеют иной формат (4:3) с кропом = 2. Независимо от значения кропа все фотоаппараты с меньшей матрицей нередко называют кропнутая камера, кропнутый сенсор, кропнутая зеркалка, обрезок и т.д.

Фокусное расстояние объектива не меняется если его применять на камере с матрицей, меньше чем 36х24 мм, однако в этом случае тоже возникает "кроп" - обрезание краёв изображения. При этом уменьшается угол поля зрения объектива. Кроме того, кроп позволяет вычислить эквивалент фокусного расстояния (ЭФР) объектива, используемого с матрицей меньшего размера. Если кроп равен, скажем, 1.5, то и фокусное расстояние умножаем на 1.5, получая ЭФР.

Л
Линза


1. оптическое стекло, ограниченное двумя сферическими (или одной сферической и одной плоской) поверхностями.
2. иногда так называют объектив:)

М
Макросъёмка


Макросъемка - фотосъемка, при которой масштаб получаемых изображений лежит в пределах от 1:5 до 20:1 и выше. Для макросъемки используют макронасадки, насадочные линзы, или удлинительные кольца. Макросъемка может производиться специализированным макрообъективом или обычным в режиме Macro.

Матрица

Сенсор, фотодатчик. Является светочувствительным элементом фотокамеры, на котором свет превращается в электрический сигнал. Подробно про матрицу можно узнать в разделе "Матрица. Размер матрицы".

Мегапиксель

Мегапиксель (Mp, или 1 миллион пикселей) - мера размера и разрешения изображения, которое способна воспроизвести цифровая камера.

Мыло

"Мыльный", нерезкий снимок. Этот недостаток часто возникает при съёмке не очень качественной оптикой. Обычно проявляется после увеличения кадра. Кроме того, нерезкие снимки могут получаются в результате недостаточного умения фотографа. Термин "мыло" чаще всего презрительно асоциируют с мыльницей (см. ниже).

Мыльница

Небольшая, недорогая, полностью автоматическая фотокамера, как правило с дешёвой оптикой, маленькой матрицей, и без ручных настроек.

Н
Недодержка


Недодержка - экспозиция, приводящая к потемнению снимка.

О
Объектив

Оптическая система, предназначенная для получения изображения. Объектив имеет систему линз, находящихся на общей оси симметрии. В зеркальной фотокамере может сменяться, а в компакте встроен намертво в корпус. Основные характеристики объектива: фокусное расстояние, разрешающая способность (свойство объектива раздельно передавать мелкие детали, измеряется в линиях на мм.), и, конечно, светосила. Объектив могут называть ещё "стеклом", "линзой" - как правило, чтобы показать свой "профессионализм":)

П
Панорама


Панорама - очень широкая и многоплановая перспектива, которая позволяет свободно обозревать большое открытое пространство.

Параллакс

Параллакс - несовпадение оси объектива с осью видоискателя: ничего не поделаешь, окуляр последнего расположен выше объектива. В итоге изображение, наблюдаемое фотографом через окуляр, не совпадает с плоскостью изображения, даваемого объективом. Сей недостаток особо заметен при съёмке с близких дистанций и, особенно - при макросъёмке. Параллакс присущ дальномерным фотокамерам и отсутствует в зеркалках и цифровых мыльницах. В зеркалках наводка идёт напрямую через объектив и через систему зеркал "подаётся" на видоискатель, а в компактах и мыльницах при наведении по экранчику параллакс вообще отсутствует как класс: выбор границ кадра идеально точен - с линз прямо на матрицу, а оттуда на дисплей. Правда, в этом случае возникают иные недостатки, например медленная и неточная фокусировка:) Некоторые компакты, имеющие кроме экранчика видоискатель, "имеют" параллакс при наводке через окуляр видоискателя - и здесь ничем не отличаются от дальномерок.

Пентапризма

Стеклянная пятиугольная призма, используется в зеркальных фотоаппаратах. Дает правильное (не перевернутое) изображение в видоискатель.

Передержка

Передержка - чрезмерная экспозиция, приводящая к выбеливанию снимка.


Перешарп


от английского "sharp" - резкий, острый. Чрезмерное увеличение резкости, приводящее к появлению неестественных деталей на обработанном изображении.

Портретник

Портретный объектив. Обычно имеет большую светосилу, фокусное расстояние 50-135 мм в ЭФР и устранение аберраций в первую очередь в портретной зоне (обычно 2-3 метра). Нередко в признаки хорошего портретника включают наличие 8-9-ти лепестковой диафрагмы, дающей, как считается, более красивое пятно в области нерезкости. Некоторые портретные объективы имеет возможность получать смягчение рисунка и другие эффекты.

Приоритет выдержки

Режим съёмки, в котором выдержка устанавливается фотографом, а диафрагма автоматом фотокамеры. Может обозначаться S, или Tv.

Приоритет диафрагмы

Режим съёмки, в котором диафрагма устанавливается фотографом, а выдержка автоматом фотокамеры. Может обозначаться A, или Av.


Просветление


Специальное многослойное покрытие объектива, представляющее из себя несколько тонких слоев на поверхности линз. Просветление снижает потери света от переотражения. Оптика с качественным просветлением пропускает до 99,9% падающего на нее света.

Прыгающая диафрагма

Это полностью раскрытая при фокусировке диафрагма объектива, у которой световое отверстие закрывается до нужного положения в момент нажатия спусковой кнопки затвора.

Пыха

Фотовспышка, см. Вспышка

Р
Рабочий отрезок


Рабочий отрезок объектива (или камеры) равен расстояние от плоскости крепления объектива до плоскости плёнки или матрицы. Возможна установка объектива одной системы в камеру другой системы через переходник, если рабочий отрезок объектива больше чем у камеры.

Рав формат (RAW)

Так называемый "сырой формат" (см. RAW )

Ракурс


В фотографии означает фотосъёмку с разных точек и положений, формирующих направление и угол "взгляда" камеры. Иногда ракурсом называют точку съёмки портрета: фас, анфас, профиль.

Рассеиватель

Материал рассеивающий свет. Рассеивание света позволяет смягчить тени на фотографии. При таком освещении отсутствуют явно выраженные тени.

Резкость

Степень чёткости (или размытости!) границы между двумя участками, с разной экспозицией. Наводка на резкость (фокусировка) осуществляется вращением фокусировочного кольца на объективе, или нажатием до половины кнопки пуск (автофокусировка).

Ручной режим

Позволяет вручную устанавливать выдержку и диафрагму. В камерах, имеющих ручной режим, может обозначаться M (Manual mode).

Рыбий глаз

Сверх-широкоугольный объектив с большим углом поля зрения (до 180°) и большой глубиной резкости. Рыбий глаз (он же "фишай") имеет такую особенность, как сильная дисторсию по краям кадра.

С
Светосила


Величина максимально открытой диафрагмы. Светосильный (или как говорят, "светлый") объектив имеет величину f2.8, а ещё более "светлые" - f2.0, f1.4 и т.д. Может иметь промежуточные значения, например, f2.4, f1.7. Светосильный объектив даёт фотографу возможность снимать при более слабом освещении, а также большие возможности диафрагмирования. Светосила и фокусное расстояние указаны на оправе объектива, например, 50/f2.8, здесь светосила будет 2.8, а фокусное расстояние - 50 мм. Снять на полной дырке - использовать максимальную для данной светосилы диафрагму.

Светофильтр

Оптическое приспособление, обычно изготовляемое из стекла. Служит для изменения спектрального состава излучения. Устанавливается на объектив фотокамер с помощью резьбового соединения, применяются для корректировки цвета, изменения яркости и контрастности фотографируемых объектов, а также для получения различных цветовых и световых эффектов.

Светочувствительность (ISO)

Способность фотоплёнки, или матрицы фотоаппарата образовывать изображение под действием света. Используется для определения экспозиции, измеряется в относительных единицах ISO, которые получили наибольшее распространение с 2001 г. Часто под светочувствительностью подразумевают именно числовые значения. В любительских цифровых зеркальных фотокамерах стандартное значение ИСО 100-1600, хотя бывают матрицы и с более высокой чувствительностью. Как правило (при прочих равных условиях), плата за более высокую чувствительность становятся более высокие шумы изображения. Чем больше размер матрицы, тем меньше шумов она будет давать на одинаковом значении ISO. Поэтому возможность установки ISO 3200 на маленькой матрице мыльницы может вызывать лишь улыбку.

Синхронизация вспышки

Синхронизация вспышки — взаимодействие фотовспышки и затвора фотоаппарата, необходимое для получения правильной экспозиции. Проблема заключается в том, что вспышка срабатывает за более короткое время, чем сам затвор. Электронные затворы, применяемые на цифровых зеркальных камерах, позволяют добиться выдержки синхронизации 1/125 - 1/500 сек. В камере Зенит-Е выдержка синхронизация, например, составляла всего 1/30 сек., а в Зенит АМ - 1/125 сек.

1. Синхронизация вспышки по передней шторке. Вспышка срабатывает сразу после открытия затвора, а экспозиция движущегося объекта происходит от вспышки. Иногда впереди объекта виден световой след, что создаёт впечатление, будто объект движется в обратную сторону.
2. Синхронизация вспышки по второй (задней) шторке. Такая синхронизация показывает движение объекта, оставляющего сзади себя световой след. Т.е. вначале без вспышки слабо экспонируется движение объекта, и лишь потом он полностью освещается. В этом случае вспышка срабатывает сразу перед закрытием затвора.

Термины "по первой шторке", "по второй шторке" сохранились со времён шторных затворов, но сегодня применяются вне зависимости от названий конкретных типов, в т.ч. и в электронном затворе.

Стабилизатор

Стабилизатор изображения уменьшает эффект смазывания (т.н. шевелёнки). Существуют стабилизаторы на основе смещения матрицы, или смещения оптических элементов объектива.

Стекло (линза)

1. Стекло - так называют линзы объектива, или сам объектив.
2. Прозрачный твёрдый материал, получаемый из кварцевого песка и оксидов ряда металлов:)
Производство стекла возникло в Египте около 4000 лет до н. э. Изделия из стекла изготовляют выдуванием, прессованием и отливкой; а оптическое стекло обрабатывают далее шлифовкой и полировкой...

Сырой формат (RAW)

Тоже, что RAW-файл.

Т
Телеобъектив


"Телевик", "длиннофокусный объектив". Объектив с фокусным расстоянием больше чем диагональ плёночного кадра (43 мм, которые просто округляют до состояния "стандартный полтинник"). Почти всегда под нормальным (стандартным) объективом подразумевают объектив, имеющий фокусное расстояние вокруг пятидесяти мм (можно считать в диапазоне 35-70 мм), а под телеположением понимают фокусное расстояние большее, чем 70 мм ЭФР. Телевик с переменным фокусным расстоянием называют телезум. Телеобъектив даёт изображение в более крупном масштабе (приближает, увеличивает объект съёмки). Используется в тех местах, где затруднительно подойти ближе к объекту съёмки.

Трансфокатор

Это объектив с переменным фокусным расстоянием, он же Вариообъектив, а проще Зум.


ТТЛ


ТТЛ см. здесь: TTL.

Тушка

Тушка, тело, body. Так называют фотокамеру без объектива (см. Боди).

У
Удлинительные кольца


Кольца, которые устанавливаются между камерой и объективом с целью увеличить рабочий отрезок. Это даёт возможность производить съемку в большем масштабе. Удлинительные кольца имеют разную толщину, устанавливаются на камеру по одному, или сразу несколько, могут продаваться в розницу, или в наборе. Дорогие кольца имеют электрические контакты для передачи данных объектива в фотокамеру. Используются при макросъемке.


Ультрафиолетовый фильтр


Такой фильтр, поглощает ультрафиолетовое излучение, которое может вызывать появление дымки на снимках (не путать с естесственной дымкой, туманом). Также часто используется как защитный (нейтральный). Ультрафиолетовый фильтр может быть полезен при съемке в горах, на море и т.д.

Универсальная программа

Универсальная программа (и один из режимов фотокамеры - Program mode, P) - программа экспонирования, которая автоматически устанавливает выдержку и диафрагму (экспозиционную пару). Имеется в продвинутых камерах. В отличие от "зелёного режима" (полный автомат) имеет возможность "программного сдвига", т.е. изменения экспозиции в "тёмную", или "светлую" сторону.

Ф
Фикс


Фикс, Фикс-объектив, Фикс-фокус, Фикс-фокал, он же дискретник - объектив с постоянным фокусным расстоянием, нередко светосильный, и обладающий лучшей устойчивостью к оптическим искажениям нежели зум (на одинаковых диафрагмах). Главный недостаток - нет зума:). В отличии от последнего, фикс, как правило, обладает либо меньшей ценой, либо значительно большей светосилой. Является объективом для камер со сменной оптикой, и сегодня в компактах встречается крайне редко.

Фишай

От англ. fish - рыба и eye - глаз. Сверхширокоугольный объектив типа Рыбий глаз.

Фокальная плоскость

Фокальная плоскость объектива (линзы) - это плоскость, перпендикулярная центральной оптической оси и проходящая через фокус.

Фокус

Фокус - это точка, в которой объектив создаёт самое чёткое изображение предмета. Это теоретически. На практике термин "фокус" используют для объекта, на котором сфокусировались, например, "взять лицо в фокус". Это слово также употребляют применительно к устройству фотокамеры, например, автофокус, датчик фокусировки, фокусировочный экран и т.д.

Фокусировочные точки

Точки, по которым происходит фокусировка изображения. В зеркальных фотокамерах точки фокусировки отображаются в видоискателе (как правило, одна в центре, остальные ниже, выше, левее, правее), выбор осуществляется джостиком. Связаны с датчиками фокусировки, которые чувствительны к вертикальным, горизонтальным или диагональным линиям. Фокусировочные точки могут используются в покадровой и следящей автофокусировке.

Фокусировочный экран

Представляет собой матовую стеклянную пластину, на которую фокусируется отражённое от зеркала изображение, полученное с помощью объектива. Таким образом фотограф контролирует по фокусировочному экрану границы будущего кадра и наведение на резкость - через окуляр видоискателя зеркальной камеры. При правильной фокусировке на выбранный объект, его изображение на матовом стекле будет резким, а область не в фокусе - размытой.

Фокусное расстояние

Расстояние между матрицей (фотопленкой) и оптическим центром объектива, который сфокусирован на бесконечность. По фокусному расстоянию объективы делятся на короткофокусные, нормальные, длиннофокусные, и на объективы с переменным фокусным расстоянием. Нормальным считается объектив с фокусным расстоянием равным диагонали плёночного кадра - 43 мм., однако принято считать "нормальным" диапазон 35-70 мм. Подробно здесь - Фокусное расстояние в 35 мм эквиваленте (ЭФР), и на других страницах сайта.

Динамический диапазон, ДД, (HDR)

Динамический диапазон, или HDR, или фотографическая широта. Подробно см. HDR.

Фронт и бэк фокус

Front focus, и Back focus - ошибки автофокуса фотокамеры. При фронт-фокусе плоскость резкости оказывается ближе, а при бэк-фокусе дальше предмета, по которому производится автофокусировка. Причина этих ошибок кроется в невысоких стандартах точности, предъявляемых к системе автофокуса.

Х
Хроматические аберрации


Один из видов цветовых искажений в оптике. Изображение получается менее четким и контрастным, на нём могут появляться цветные контуры, полосы, и пятна, которых нет в реальности. Это происходит вследствие того, что белый свет может разлагаться на составляющие его цветные лучи - типичный пример видели, наверное, все: это радуга. Объективы, в которых в той или иной степени устранена хроматическая аберрация, называются апохроматы (ахроматы).

Ш
Шевеленка


Шевелёнка, или смаз - нежелательное сотрясение камеры, которое смазывает снимок и снижает его резкость. Шевелёнка повышается при слабом освещении, когда выдержка увеличивается и, особенно, если становится длиннее чем 1/30 сек. Для устранения укорачивают, по возможности, выдержку, или закрепляют камеру на штативе.

Широкоугольник

Объектив с фокусным расстоянием 35 мм в ЭФР и менее.

Шифт-объектив


Шифт-объектив убирает геометрические искажения перспективы путём сдвига и/или наклона линз под углом к матрице. Используется для съёмки архитектуры.

Штатив


С помощью штатива фиксируют положение фотоаппарата для избежания шевелёнки. Часто представляет из себя треногу на которую крепится фотокамера, или "одноногий" монопод.

Штатник, кит, китовый объектив

1. Штатный (стандартный) объектив. Объектив с фокусным расстоянием примерно 50 мм в ЭФР (43 мм, диагональ плёночного кадра).
2. Постоянно "накрученный" на камеру объектив, используемый наиболее часто. Может быть и зум, со стандартным набором фокусных расстояний.

Шум

Цветные хаотичные вкрапления на изображении, которые возникают по многим причинам, но чаще всего при повышении чувствительности камеры. Обычно шум заметен в самых темных областях снимка (например, в тенях).

Э
Экспозамер


см. Замер экспозиции.

Эксповилка

Режим серии снимков с определенным шагом изменения экспозиции. Например, один снимок делается с нормальной экспозицией, один с недодержкой и один с передержкой. После чего можно выбрать наиболее удачный снимок. Эксповилка задаётся фотографом в настройках фотокамеры. Подробнее см. экспокоррекция.

Экспозиция

Экспозиция - такое соотношение выдержки и диафрагмы, при котором фотоматериал с заданной чувствительностью получит количество света, нужное для правильного отображения снимка. Чем больше светочувствительность матрицы (фотоплёнки) (ISO 50/100/200/400/800/1600/3200), тем меньшая требуется экспозиция. Экспозиция измеряется в условных единицах EV. В любительских фотокамерах экспозамер и расчет экспопары автоматизированы, в профессиональных могут быть полностью отключены.

Экспокоррекция

Экспокоррекция - или брекетинг, или экспозиционная вилка - ручное внесение поправок в экспозицию, определенную автоматикой экспозамера в фотоаппарате. В общем, идея брекетинга заключается в том, что, по крайней мере, один из снимков окажется удачным. Функция позволяет делать несколько кадров с увеличенной и уменьшенной экспозицией относительно данного замера. Экспокоррекция применяется при сложном разноконтрастном освещении, при передержках и недодержках, для получения нестандартных результатов в соответствии с замыслом фотографа и особенно полезна при быстрой съёмке, когда нет времени на размышления. Почти все зеркальные фотокамеры и некоторые цифрокомпакты имеют эксповилку, которая меняется, как правило, в диапазоне ±2 EV с шагом 1/3 EV.

Экспонометр

Устройство для определения экспозиции при фотосъёмке. В цифровых фотокамерах экспонометр встроен в корпус; может замерить экспозицию при нажатии кнопки пуск и выставить автоматически нужную экспопару: выдержку и диафрагму (см.ниже).

Экспопара

Это выдержка и диафрагма. Неплохо было бы ввести термин "экспотройка": выдержка, диафрагма, светочувствительность (ISO).


ЭФР

ЭФР - эквивалентное фокусное расстояние. Подробно см. статью на сайте Фокусное расстояние в 35 мм эквиваленте (ЭФР).


Английские термины

APS-C

APS-C (Advanced Photo System type-C). Формат сенсора цифровых фотокамер. Все сенсоры APS-C меньше, чем плёночный стандарт 36х24 мм. Их размеры варьируются между 20х13 мм и 25х16 мм и соответствуют значениям кроп-фактора от 1,43 до 1,74. Наиболее частое распространение имеет кроп 1,5
(Nikon, Pentax, Samsung, Sony, Fuji),
кроп 1,6 (Canon), и
кроп 1.73 (многие камеры компании Sigma).
Зачастую все фотоаппараты меньшего формата называют кропнутыми: кропнутая матрица, кропнутая фотокамера, кроп, "обрезок" и т.п.

DSLR

Зеркалка, а если угодно - DSLR (Digital single-lens reflex camera) - цифровой однообъективный зеркальный фотоаппарат. В схему видоискателя входит зеркало, направляющее свет от объектива в окуляр или на матовое стекло.

EV

Число, характеризующее значение экспозиции. Это комбинация выдержки и диафрагмы (экспопара). EV 0 соответствует выдержке в 1сек и диафрагме f1. Изменение EV на единицу меняет и экспозицию на одну ступень.

EXIF

EXIF (англ. Exchangeable Image File Format) — стандарт, позволяющий добавлять к изображениям и прочим медиафайлам дополнительную информацию (метаданные), комментирующую этот файл, описывающий условия и способы его получения, авторство и т. п. Получил широкое распространение в связи с появлением цифровых фотокамер. Информация, записанная в этом формате, может использоваться как пользователем, так и различными устройствами, например, принтером. Стандарт EXIF является чрезвычайно гибким (например, позволяет сохранить полученные с приёмника GPS координаты места съёмки) и допускает широкое развитие — как правило, фотоаппараты добавляют к файлу информацию, специфичную только для данной конкретной камеры. Правильно интерпретировать такую информацию могут только программы от изготовителя фотоаппарата.

HDR

1. HDR это динамический диапазон, отношение яркости самых тёмных и светлых участка на объекте фотосъемки.
2. HDR как технология получения изображений. Суть сводится к слиянию нескольких снимков, сделанных с разной экспозицией, в одну картинку. Это делается либо в специальной программе, либо выполняется функцией, имеющейся в некоторых фотоаппаратах.
3. Как «фотографическая широта». Под ней можно понимать динамический диапазон фотоматериала (плёнки, или матрицы, например). Т.е. это способность хорошо показывать и тёмные и светлые участки изображения (которые были освещены с большими перепадами яркости).

По сути любую, хорошо проэкспонированную в тенях и светлых участках фотографию, можно вывесить с гордым названием "снято в HDR-технологии"! :)

ISO


См. Светочувствительность.

RAW

RAW - это т.н. "сырой" формат данных снимка, по сути - сигнал, записанный в файл с матрицы. Возможность сохранения снимка в RAW присутствует в цифровых фотоаппаратах: в цифрозеркалках, и в некоторых продвинутых компактных камерах. С помощью Рав-конвертера можно корректировать баланс белого, экспозицию, яркость, контраст, насыщенность цвета; есть возможность осветлять или затемнять тени, светлые участки изображения, настроить резкость и многое другое. Всё это не до, а после съёмки, причём возможностей исправить фотографию без значительных потерь качества больше, чем из 8-битного jpeg. Но возможности не безграничны, во многих случаях расплачиваться придёться увеличением шумов. Кроме того RAW-файл весит намного больше, чем jpeg, и занимает больше места на флэшке.

TTL

TTL (Through The Lens). Замер экспозиции через объектив.


************

Автор:  Intoo [ 20 янв 2013, 02:27 ]
Заголовок сообщения: 

Гам
Мой ник пишется просто Intoo - и никак не переводится ;)

Что касается с чего начать...
1) Снимать много, в идеале - ежедневно
2) Смотреть на работы других авторов, благо сейчас много разных фотосайтов, мне нравится http://500px.com, например
3) Думать, анализировать, критиковать себя и много-много удалять
4) Прочитать инструкцию к фотоаппарату, понимаю, что много и толсто, но даже если разберетесь для начала хотя бы с режимами и поймете, что от чего зависит - уже многое станет легче и понятнее
5) Можно почитать старые советские книги по фотографии, кроме проявки пленки там много полезного про свет и композицию
6) Обращать внимание на свет, в жизни и в кино, очень полезно
7) Если говорить отдельно о съемке животных, то есть полезный сайт, посвященный только этой теме http://forum.laini.ru/

Честно говоря, сейчас столько информации, с чего начать и как продолжить, что только руку протяни, мне кажется, нет смысла пересказывать все это снова и своими словами. На какие-то конкретные вопросы можно ответить, а общую теорию, ну смысла нет :-[

Вот есть три "урока" или не знаю, как правильно назвать, написалось в свободное время, когда оно было :-D :cry:
Как снимать детей - некоторые советы оттуда и к собакам относятся
http://intoo.livejournal.com/709925.html

Как написать экшен и повысить резкость фотографий - это уже для осваивающих фотошоп
http://intoo.livejournal.com/675686.html

Как сделать gif-анимацию - "живые" картинки - для продвинутых ;-)
Кто-то у меня в теме испугался шевелящегося ежика, вот оно как раз об этом ;)
http://intoo.livejournal.com/671681.html

Автор:  Intoo [ 20 янв 2013, 02:30 ]
Заголовок сообщения: 

Oboima писал(а):
Intoo
Ира,ты все-таки пришла!Гам
Intoo
Андрей,Ира,и где искать этого зверя
Гам писал(а):
EXIF


Да я давно пришла, раза три начинала писать и у меня комп вис :dash:
Где искать экзиф зависит от программы, в которой ты смотришь фотографии, у меня например это ACDSee - там просто правой кнопкой мыши кликаешь на фото, выбираешь "Свойства", выбираешь вкладку Exif :-)

Автор:  Гам [ 20 янв 2013, 02:32 ]
Заголовок сообщения: 

Valeriy, Валерий, спасибо огромное! Очень полезный словарь, думаю, что многим форумчанам, читающим эту тему, он пригодится, а если что-то и не будет понятно, надеюсь, что найдутся знатоки, просто и понятно сумеющие это непонятное объяснить.

Автор:  Oboima [ 20 янв 2013, 02:37 ]
Заголовок сообщения: 

Intoo писал(а):
Где искать экзиф зависит от программы,

Нашла,на удивление легко.Ни фига не поняла,но это нормально,надо пробовать,читать,въезжать и сравнивать,тогда даже я пойму.

Автор:  Гам [ 20 янв 2013, 02:42 ]
Заголовок сообщения: 

Intoo Ирина, да я вроде ник и не пытался как-то перевести... :-)
За советы и участие в теме большое спасибо. И за ссылки тоже. Обязательно посмотрю. А тема и создавалась для того, чтобы среди всего, что есть по фотографированию в интернете форумчане не искали, того, что нужно конкретно им, а могли об этом прочитать, просто зайдя на форум. К тому же, могли сразу спросить совета или получить ответ на возникший у них вопрос... Ну как-то так открытие этой темы виделось... :-[

Автор:  Гам [ 20 янв 2013, 02:45 ]
Заголовок сообщения: 

На сегодня со всеми прощаюсь, иду спать, всем доброй ночи! :-)

Автор:  Oboima [ 20 янв 2013, 02:57 ]
Заголовок сообщения: 

Valeriy
Спасибо!Оченно полезная весЧь!Ой,ребята,всем спасибо!Теперь хоть можно пробовать не методом тыка!Конечно,глупых вопросов будет еще много,но надеюсь,вы сделаете скидку на полное профанство начинающих. :-
Intoo писал(а):
;]Честно говоря, сейчас столько информации, с чего начать и как продолжить, что только руку протяни, мне кажется, нет смысла пересказывать все это снова

Ир,проблема в том,что в любом пособии,даже для начинающих,очень много терминов,о которых лузер понятия не имеет,и если каждый раз искать расшифровку по всем ресурсам-жизни не хватит.Кроме того,возникают непонятки чисто практического характера.Вот мой собственный идиотский вопрос из персоналки,чтобы остальные не стеснялись спрашивать.(ну ты,наверное,помнишь)
Цитата:
Ир,я сейчас задам вопрос,только ты в обморок не падай от его тупости.Сумку для фотика еще не купила,пока ношу в рюкзаке.Так вот,объектив снимать надо,когда в рюкзак пристраиваешь?

Автор:  Intoo [ 20 янв 2013, 02:57 ]
Заголовок сообщения: 

Oboima писал(а):
Intoo писал(а):
Где искать экзиф зависит от программы,

Нашла,на удивление легко.Ни фига не поняла,но это нормально,надо пробовать,читать,въезжать и сравнивать,тогда даже я пойму.

Кстати, когда потом соберешься покупать следующий объектив - а соберешься наверняка, фотография дело такое ;), очень удобно по экзифу определить наиболее часто используемые фокусные

Автор:  AnnaFunny [ 20 янв 2013, 10:21 ]
Заголовок сообщения: 

А я являюсь счастливым владельцем Canon 60D и парой объективов-
50мм\1.8 и 70-200\4,который собираюсь поменять на 70-200\2.8 :-)
Изображение

Автор:  Intoo [ 21 янв 2013, 15:54 ]
Заголовок сообщения: 

Надеюсь, мне не будет атата, если я дам тут ссылки на курсы для начинающих? :-[

Есть вот такие, базовый курс, это для Москвы.
http://www.fotoproekt.ru/port/msk/ru/school/courses/begin/
Судя по программе и преподавателям, ответы на свои вопросы вы получите в полном объеме.

Для тех, у кого нет возможности посещать курсы, есть он-лайн обучение
- Основы фотографии
http://fotoshkola.net/courses/28-basics/announce

- Зеркальный фотоаппарат - основы
http://fotoshkola.net/courses/8-dslr/announce

Все курсы разом:
http://fotoshkola.net/courses
Там есть из чего выбрать, время от времени бывают бесплатные вебинары, сама не раз пользовалась этим сайтом, бывают очень интересные фотографы у них.
Бывают недорогие, вот например тоже полезно:
http://fotoshkola.net/mk/134-afanasiev/announce

Тем, кто решит самообразовываться, пара статей:
- Фототермины для начинающего фотографа, важно, что с примерами "на пальцах"
http://www.nicothin.ru/nachinayushhemu-fotografu-terminy-texnika.html

- 20 вопросов и ответов для начинающих фотографов
http://photomotion.ru/blog/photography/593.html

- 10 советов начинающим - уже не по технике и терминам, а общие
http://fotogu.ru/basic/91

- Справочник-путеводитель по ошибкам начинающего фотографа - объясняются такие понятия, как завал, дисторсия, аберрация и т.д.
http://funphoto.ua/rus/putevoditel_dlya_photographa.php

- На том же сайте полезная ссылка на Статьи и уроки, например там есть актуальная сейчас статья об особенностях зимней съемки или о том, как сохранить технику при низкой температуре
http://funphoto.ua/rus/articles_lessons.php

:-)

Автор:  Oboima [ 21 янв 2013, 15:58 ]
Заголовок сообщения: 

Intoo
Ира,спасибо огромное!Бум штудировать! ;-)

Автор:  Fosik [ 21 янв 2013, 16:59 ]
Заголовок сообщения: 

Ух ты. Вот что значит в выходные не заходил в форум. Новая нужная темка появилась.
Сразу вопрос: кто нибудь общался с таким стеклом? http://market.yandex.ru/model.xml?model ... &hid=90613
Тушка Кенон 500.

Автор:  Intoo [ 21 янв 2013, 17:07 ]
Заголовок сообщения: 

Oboima
;-)

Автор:  Гам [ 21 янв 2013, 21:16 ]
Заголовок сообщения: 

AnnaHendler, Анна, хороший наборчик. Но глянул на цену Кэнон 70-200\2.8 и прослезился. Я понимаю, что это L-серия, но все равно, на мой взгляд цена изрядно завышена. Или это не от Кэнона объектив будет?

Страница 5 из 22 Часовой пояс: UTC + 6 часов
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/